На обсуждение вынесли текущую ситуацию на рынке металлов и спрос на металлопродукцию. Виктор Тарнавский представил аналитический обзор, отметив, что мировой рынок листового проката с весны 2023 года стабилен, однако между регионами есть значительные различия. Китай, значительно увеличивший экспорт стали, оказывает большое влияние. В 2023 году экспорт стали из Китая достиг наивысшего уровня с 2016 года, составив более 93,5 млн тонн, что на 37% больше, чем годом ранее. В первые четыре месяца 2024 года темпы роста достигли 27%.
Производство стали в Китае нестабильно: после роста в первом полугодии часто следует спад во втором. Видимое потребление стали сократилось из-за спада в строительном секторе, и китайским компаниям сложно снизить производство до необходимого уровня. С 2020 по 2023 год видимое потребление стали в Китае сократилось более чем на 100 млн тонн, в то время как производство сократилось только на 45 млн тонн. Это вынудило китайские металлургические компании резко увеличить экспорт. Доля КНР в мировом экспорте стали может превысить 30% по итогам 2024 года, что затрудняет российским компаниям доступ к дальним зарубежным рынкам. Цены на прокат в Китае остаются низкими, что позволяет продавать продукцию за рубежом дешево.
По данным Росстата, с апреля 2023 года месячный ВВП России показывает рост, хотя с конца прошлого года он начал замедляться из-за роста процентных ставок. Строительная отрасль с 2021 года демонстрирует высокие темпы роста, но с начала 2024 года рост замедляется из-за повышения ставок и готовящейся отмены льготной ипотеки с 1 июля. В обрабатывающей промышленности, после спада из-за санкций, наблюдалось восстановление в начале 2023 года, хотя в 2024 году темпы роста замедляются.
Алексей Ермаков из А ГРУПП рассказал о рынке трубной продукции, отметив, что по состоянию на конец мая 2024 года отгрузки металлопродукции по железной дороге приближаются к уровню прошлого года. Средняя цена на металлопродукцию на спотовом рынке за пять месяцев выросла лишь на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что затрудняет прибыльную деятельность металлотрейдеров.
Ермаков отметил, что некоторые трубные заводы значительно увеличивают закупки рулонного проката, что указывает на планы по наращиванию объемов выпуска продукции, усиливая давление в этом сегменте. Опрос участников рынка показал, что недостаток крупных инфраструктурных проектов и усиление торговых домов и федеральных сетей мешают развитию. А ГРУПП продолжает сохранять позиции крупной металлоторговой сети в РФ и странах ближнего зарубежья. В прошлом году объем продаж составил 1,2 млн тонн, с планом нарастить объемы в этом году. Около 40% продаж составляют трубы, и в перспективе эту пропорцию планируется сохранить.
Татьяна Кондратьева, директор по маркетингу Платферрума, рассказала о трендах в e-commerce, отметив, что в 2024 году мировые тенденции в B2B e-commerce для промышленных платформ отражают общие тренды цифровизации и автоматизации. Ключевые тренды включают диджитализацию и автоматизацию процессов, использование данных и аналитики, улучшение клиентского опыта, интеграцию с ERP и CRM системами, безопасность и управление рисками, мобильные технологии и внедрение финтехнологий.
Примеры финтеха в B2B включают интеграцию платежных систем и финансовых сервисов (Basware), финансирование цепочки поставок (Taulia), цифровые платформы для управления рисками и кредитованием (Euler Hermes), блокчейн для прозрачности и безопасности транзакций (TradeIX), инструменты для управления рабочим капиталом (C2FO), электронные коммерческие кредитные решения (BlueVine) и автоматизацию финансовой отчетности и аналитики (Anaplan).
Своё видение трендов также представили Артур Красавин (ЕВРАЗ Маркет), Дмитрий Горячев (ОМК), Виктория Максимова (Новосталь-Маркет) и другие участники круглого стола.