План включает несколько разделов, включая меры государственной поддержки отраслей, потребляющих алюминий, нормативное правовое регулирование, техническое регулирование и стандартизацию, программы развития на федеральном и региональном уровнях, внешнеторговое регулирование, логистику алюминиевой промышленности и кадровое обеспечение.
Согласно первому пункту плана, необходимо определить состояние развития отечественной алюминиевой промышленности, оценить возможности импортозамещения и расширить список проектов, которые имеют положительный эффект на смежные отрасли. Также планируется разработать механизмы финансирования создания и модернизации производств критически важной продукции из алюминия, которая в настоящее время не производится в России, с участием инвестфондов и институтов развития.
Второй пункт плана предусматривает установление критериев для подтверждения производства различных видов алюминиевой продукции в России. Третий пункт предусматривает создание дополнительных механизмов стимулирования потребления высокотехнологичной продукции из алюминия. Минпромторг России, Минэкономразвития России и Минфин России до конца года представят доклад в правительство с проектом нормативно-правового акта, который позволит увеличить потребление алюминия.
Важной частью плана является также четвертый пункт, в котором предусматривается разработка механизма выкупа первичного алюминия в государственный резерв с целью стабилизации рынка в случае диспропорции между спросом и предложением. Это позволит поддерживать загрузку предприятий алюминиевой промышленности.
Все эти меры направлены на обеспечение более благоприятных условий для импортозамещения и развития отечественного производства алюминиевой продукции. Планируется увеличить потребление отечественной продукции из алюминия до 30 тысяч тонн в год и создать дополнительные возможности для государственной поддержки развития этой отрасли и выполнения государственных заказов.
Ряд предусмотренных Планом мероприятий (пп. 6 и 7) относится к сфере технического регулирования, стандартизации и аккредитации. Например, планируется раз в два года актуализировать перспективную программу стандартизации алюминиевой промышленности на 2022-2026 годы. Целью этой актуализации является снятие ограничений в применении алюмосодержащей продукции, повышение ее качества и комплексная взаимоувязка нормативных документов.
Для увеличения потребления алюминия в мостостроении предлагается разработать проект изменений в СП 443 "Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов. Правила проектирования" с целью расширения области применения данного свода правил на автодорожные мосты. Это предложение уже согласовано Минстроем России и соответствующими техническими комитетами по стандартизации. В настоящее время в России эксплуатируются 15 мостов с алюминиевыми конструкциями, но все они предназначены для пешеходов. Однако предприятия, входящие в состав Алюминиевой Ассоциации, разработали технологии производства конструкций, таких как балки и ортотропные плиты, для первого автодорожного моста из алюминия в России и Восточной Европе.
Росту потребления алюминия на внутреннем рынке в средне- и долгосрочной перспективе будут способствовать:
Одно из ключевых направлений Плана - разработка и реализация региональных программ по применению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и его сплавов в различных сферах, включая транспортную инфраструктуру, жилищное строительство, здравоохранение и образование. Выполнение этих мер позволит повысить информированность регионов о преимуществах алюминиевых решений, а также определить конкретные потребности регионов в алюминиевой продукции. Ожидается, что это приведет к увеличению потребления отечественной алюминиевой продукции до 30 тысяч тонн в год.
Также в Плане предусмотрена реализация пилотного проекта, в рамках которого региональные операторы (фонды) капитального ремонта многоквартирных домов будут закупать отопительные приборы исключительно у отечественных заводов-изготовителей. Эта мера способствует выполнению Плана импортозамещения в отрасли цветной металлургии, согласно которому доля радиаторов из алюминия должна вырасти с 52% до 70% к 2024 году.
Четыре пункта Плана (пп. 11-14) посвящены улучшению условий доступа российской алюминиевой продукции на внешние рынки. В частности, предлагается включить низкоуглеродный алюминий в перечень экологических товаров и разработать критерии отнесения товаров к экологическим. Также предполагается развивать страховую поддержку экспорта алюминиевой продукции в развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Для увеличения экспорта алюминиевой продукции в страны-партнеры России также планируется включение алюминиевой продукции в соглашения о свободной торговле с третьими странами. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры направлено на увеличение экспорта российской алюминиевой продукции в страны Юго-Восточной Азии.
Решение кадровой проблемы также является важным аспектом Плана. Предусматривается разработка и актуализация профессиональных стандартов для специалистов, работающих с алюминием и изделиями из него. При этой работе также привлекаются Минтруд России и Совет по профессиональным квалификациям в горно-металлургическом комплексе.
Все мероприятия, предусмотренные Планом, должны быть реализованы до декабря 2025 года. Разработчики Плана отмечают, что некоторые из них будут требовать регулярного обновления и будут продолжаться и после 2025 года.